Главная » Статьи » Методическая копилка

Урок по русскому языку "Имя прилагательное"
«Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Цель: обобщение знаний, умений, навыков учащихся определять
грамматические признаки имён прилагательных;
закрепление умений и навыков проверять безударные окончания
имён прилагательных.
Задачи:
Образовательные:
- формирование и закрепление умения правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Развивающие:
- формировать умение оценивать свои учебные действия и их результаты;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитание правильного и сознательного отношения к своему здоровью.
Оборудование
- интерактивная доска
-мультимедиапроектор
- компьютер
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков

Ход урока.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.(1 мин)
- Красиво встали. Сегодня у нас открытый урок русского языка. Все настроились на урок с положительными эмоциями «Я могу. Я хочу»
Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, кедр и дубок!
Мы живём в краю родном –
Мы вас всех приветствуем!
II. Объяснительный диктант. (6 мин)
-Визжать, жидкий, гуща, обучусь, косьба, архив, ливень, грудью, Анюта, жалостный, кефир, баклажанчик, наборщик, овощной, весенний, объедки.
(Дети комментируют: читают орфографически, называют и подчеркивают орфограммы)
-Значение каких слов не понятно? - Подберите имя прилагательное к следующим существительным? (устная работа)
Гуща, архив, ливень, кефир, баклажанчик.
III. Актуализация знаний.( 1 мин)
- Дети, какая часть речи может заявить о себе так: Слайд 1.

- Мы немало работали по теме «Имя прилагательное».
-Чему больше всего уделяли в этой теме?(определению грамматических признаков имен прилагательных и правописанию безударных окончаний прилагательных)
IV. Постановка цели урока.(1 мин)
- Как думаете, какую учебную цель поставим на сегодняшнем уроке?(Слайд 2
V. Выполнение тестовых заданий по теме с помощью сигнальных карточек.( 5 мин)
(А,Б,В,Г- сигнальные карточки) -устная самостоятельная работа.
- текст заданий перед учениками, учитель читает вслух задание, дети поднимают карточку с правильным вариантом ответа)
1.Закончи утверждение:
Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросыКакой? Какая? Какое? Какие? называется
А) существительным Б) прилагательным
В) глаголом Г) местоимением
2. Имя прилагательное связано:
А) с существительным Б) с предлогом
В) с глаголом Г) с местоимением
3. Имя прилагательное изменяется по
А) числам, родам, временам; Б) числам, родам, падежам;
В) родам, падежам, лицам; Г) родам, лицам, числам
4. Найди имя прилагательное, имеющее в составе
Приставку, корень, суффикс, окончание:
А) заботливый Б) желтенький В) прибрежный Г) праздничный
5. В каком из словосочетаний прилагательное употреблено в прямом смысле
А) золотое сердце Б) золотой браслет В) золотой характер Г) золотые руки
6. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении: А) горячий кофе Б) горячий суп В) горячий спор Г) горячий утюг
7. В каком предложении слово учительская является существительным?
А) учительская профессия очень сложна.
Б) учительская книга нашлась на самой высокой полке.
В) Учительская речь на собрании была краткой.
Г) Летом учительская была отремонтирована.
8.Определи падеж имени прилагательного в предложении.
Корни яблони тянут из земли питательные вещества.
А) И. п. Б) Д. п. В) В. п. Г) П. п.
9. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа:
А) по зимней дороге Б) на нижней полке В) вечерние сумерки Г) у заднего колеса
10. В окончании какого имени прилагательного на месте пропуска пишется буква и?
А) на горяч_м песке Б)по свеж_й траве В) зимн_м лесом Г) в дальн_ю поездку
Вывод: - Кто ни разу не ошибся?
- Кто ошибся более 3 раз?
VI. Физкультминутка для глаз. (Слайд 3) – следим глазами за будильником.
(2 мин)
VII. Упражнения для обобщения.( 2 мин)
-Словосочетания какого вида мы рассматривали в этой теме?(прил.+сущ.)
- Какое из них главное? Какое зависимое?
- В чём согласуется имя прилагательное с именем существительным?)

(Слайд 4) Вывод: определяем грамматические признаки существительного и переносим на имя прилагательное.
VII. Слайды 5-6 (4 мин)
- Подберите к существительным подходящие прилагательные и запишите словосочетания в тетради в указанном падеже.
а). . . розы (Р.п.); б). . . лошади (Тв.п.) в). . . грибы (Д.п.) г). . . лепёшки (П.п.)
- Как проверить безударные окончания имён прилагательных?
(можно по окончаниям вопросов; можно по таблице)
VIII. В следующем задании(устно) определите, окончания каких прилагательных в данных словосочетаниях являются орфограммой?Почему?
(5 мин) Запишите.
И как их проверить?
(Слайды 8-12)- по лесн… дорогам у птичь… гнёзд
- тёпл… днями в голуб… платьях жив… рыбы
- Как часто вы бываете в лесу? Что при этом вы получаете, ощущаете?
IX. Физкультминутка. Конкурс между тремя командами.(3 мин)
Задания записаны на магнитных досках:
IIIIII
Над высок…горами(…) из олень…рогов(…) от утренн… туманов(…)
На колюч… елях (…) в тенист…аллеях (…) по жгуч… пескам (..)
- Какая команда быстро и правильно укажет пропущенные окончания имён прилагательных и в скобках укажет падежсловосочетаний с последующим подведением итогов.
Х. Работа по учебнику
- устно объясните правописание пропущенных орфограмм и определите состав каждого предложения
ХI. Итог урока.( 1 мин)
- Для кого этот урок был полезен? Чем?
- Какова роль имён прилагательных в речи? С какой целью мы употребляем их?
Рефлексия. (2 мин)
- Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Имена прилагательные»?
- На доске на цветных листах 2 пословицы.
На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)
На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать)
- Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и поднимаем полоску соответствующего цвета.

ХII. Домашнее задание.
- Составьте 4 предложения, в которых имена прилагательные сочетаются с неодушевленными существительными и имеют следующие грамматические признаки: Тверд.осн., мн.ч., Р.п..
Мягк.осн., мн.ч., Д.п..Тверд.осн., мн.ч., Т.п..Мягк.осн.,мн.ч., П.п..
Категория: Методическая копилка | Добавил: Гуля (03.04.2014) | Автор: Гульсина E
Просмотров: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]