Главная » Статьи » Методическая копилка

Урок по русскому языку. 3 класс.
Тема:
Личные местоимения (знакомство)

Цель:

1) познакомить детей с личными местоимениями: я, ты, мы, вы, они, он, оно, она; их значением в речи; закрепить знания о частях речи; обогащать словарный запас и общий кругозор.
2) развивать внимательность при нахождении местоимений, память, мышление, орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо, воображение; развивать правильную русскую речь.
3) воспитывать любовь к природе и животным; дружный коллектив; чувство гордости своим языком.

Оборудование:

• мультимидийная доска
• индивидуальные карточки
• карточки для игры со словами
• учебник (для учеников)

Дата проведения: 10 февраля 2010 г

Класс: 3кл

Ход урока

1.Организационный момент
Игра «Давайте поздороваемся!»

2. Знакомство с собой.

3. Постановка целей урока

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по зимнему лесу.
Ребята, вы любите зиму?
Чем она отличается от других времён года?
За что вы её любите?
Наша зимняя погода отличается от других районов?
Она какая?
Послушайте стихотворение, затем ответите на вопрос:
«Хорошо ли у нас зимой?»

Занесла снежком зима
перелески и дома.
Шубы белые надели
клёны, сосенки и ели.
А по первому по снегу
лыжи лёгкие летят,
а по первому по снегу
сани быстрые скрипят.
Будто чудо из чудес-
серебрится дальний лес.
Согласитесь вы со мной:
хорошо у нас со мной!
Ребята, вы согласны?
Но перед тем как зайти в это прекрасное сказочное место – под названием лес, вы должны получить задание. А оно следующее: во время урока вам нужно записывать слова, которые описывают зимний лес. То есть прилагательные, с помощью которых вы можно описать наш зимний лес. Эти слова не раз мы будем упоминать, они будут и в текстах, с которыми мы сегодня будем работать. В конце урока посмотрим, у кого же самое большое количество слов. Это человек получит соответствующую оценку. Договорились?
Итак, задание получили. Но в лес я с вами пойду только тогда, когда посмотрю ваши навыки красивого письма.

4. Минутка чистописания. Повторение пройденного материала.

Посмотрите внимательно на экран, нам даны слова с соответствующими буквами. Нам нужно узнать, а вместо вопросительного знака какую букву написать?
Белить - г
Белый - п
Бельё-?
Да, это буква Сс.
А что вы знаете об имени сущ-м?
А глаголов и прилагательные как будете узнавать?
Итак, запишем сначала сегодняшнее число.
Классная работа.
(показ на доске)
Допишите данную букву до конца строчки

Молодцы! ( отметить красивые почерки)

Прочитайте следующую скороговорку:
Спит спокойно старый слон
Стоя спать, умеет он.

Запишем эту скороговорку.
Назовите части речи тех слов, которые подчеркнуты.
Вот я теперь пойду с вами в лес.
В добрый путь!

5. Знакомство с новым материалом.
А кто же нас встречает. Отгадайте загадку.
Не мышь, не птица,
В лесу резвиться
На деревьях живёт
И орешки грызёт
Посмотрите она какая. Она нам приготовила задание, если выполним, сможем дальше продолжить наш путь, насладиться красотой зимних деревьев.

В среду … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. …. даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем.

Обратите внимание на этот текст. Здесь пропущены слова. Нам нужно восстановить текст.
Кто прочитает, подставляя эти слова?
Давайте проверим себя.

В среду мы пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. Оно даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. Они были украшены серебристым инеем.

Ребята, а что мы добавили?
Да это местоимения. Это отдельная часть речи, с которой мы сегодня познакомимся. Но конкретнее познакомимся с личными мест.-ми.
Местоимения бывают 9 видов. С самой первой мы познакомимся сегодня. С остальными вы познакомитесь в старших классах.
От какого слова произошли?

А какие слова они заменяют в тексте?
Да, значит, они указывают на предмет или лицо.
Вот мы восстановили текст.
Что мы подставили?
Какие местоимения?
Я, мы, ты, вы,
он, она, оно, они.

Посмотрите внимательно на эти местоимения.
Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы их употребляем? Для этого представьте, что вы забыли свои, имена друзей, родителей. Какие слова вы можете употребить?
Я начну.
Каждый из вас может о себе может говорить – я.
Если вас много, то вы скажете – мы.
Обращаясь к кому либо вы говорите –ты
А если вас несколько –вы.
Рассказывая о ком либо, или о чем либо- вы скажете он, она, оно, а если их много - они.
Уловили?

А для чего нужны в устной и письменной речи местоимения? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выполнить задание вот этих животных, которых мы не увидим в наших лесах. Но поверьте, наша экскурсия немножко волшебная, поэтому вполне возможно.
Львы живут стаями. Такие стаи называются прайдами. Львы охраняют территорию. Львы очень красивые животные. Лев – король леса.
Как отличить льва от львицы? У взрослого льва густая грива. Грива защищает шею и голову. А ещё роскошной гривой самец привлекает самок.

Вот они приготовили текст о себе. Кто озвучит? Остальные следим глазками.
Как называются стаи львов?
Что вы заметили?
Почему предложения не понравились?
Как нужно изменить предложения?
Запишите текст в исправленном варианте.

Молодцы. Мы справились с заданием льва. Идём дальше.
И всё -таки - наша зима холодная, деревья окутаны снежной бахромой, стоят в сонной тишине.

А чтобы узнать, с чем мы будем работать дальше. Решим ребус.
Какое слово получилось?
Вот и пословица
Задержи
снег на полях зимой,
будешь с хлебом весной.

Как вы её понимаете? Нашу тему о зиме продолжит текст в учебнике. Откроем страницу 140, найдем упражнение 373.
Прочитайте задание.
Что мы должны сделать?
Давайте попробуем выполнить.

(один ученик работает у доски – переписывает мест.-я с сущ.-ми)
Проверим работы учеников, выполнившие задание на доске.

Я вижу, что вы устали. Давайте отдохнём.
Зайцы скачут : скок 3
Да на беленький снежок
Приседают, слушают, не идет ли волк?
Раз- согнуться , разогнуться
Два нагнуться , потянуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
Значит кто нас встречает в прекрасном лесу? Да зайчик. Продолжите пожалуйста:
Летом серенький
А зимой ….
Как на башкирском языке будет заяц?

Й1йен 3оро
6ышын а6.
Вот загадка на родном башкирском языке. Давайте проговорим.
Зайчик принёс нам индивидуальные карточки. Он там пишет о своем враге. Но наша сказка добрая, где, ни у кого нет врагов. Все друзья. А в вашем классе ребята есть враги?
Конечно дружба важнее всего. Не зря говорят - не имей 100 руб, а имей ……
1-2 ряд работает по карточкам. Вместо пропущенных мест подставить личные местоимения. Выпиши прилагательные.

Волк.
Волк - мощный зверь. ____ похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Волчья шерсть грубая , густая, длинная. ___ окружает шею зверя, как воротник.
(1 ученик у доски)

А 3 ряд играет в игру « Найди существительное»
Я предложения, вы, внимательно прослушав, запоминаете существительное, которое заменяет местоимение. Работаете в группах.

1. Ребята с осторожностью относятся к лесу. Они берегут деревья.
2. Егор очень любит птиц. Он смастерил для птиц кормушку.
3. Ветер не шумит кроной. Он тих.
4. Не брезгает медведь и живностью. Он питается мышами, лягушками, ящерицами.
5. Девочка увлекается катанием на коньках. Она заботится о своем здоровье.
6. Солнце зимой светит тускло. Оно похоже на жёлтое пятно.

Какие местоимения услышали?

Проверим работы 2 ряда. Итак, поменялись с работами. Проверяем по доске.
Какие прилагательные выписали?
Молодцы. Если у всех все правильно, поставьте оценку «пять»
У кого несколько ошибок, подойдете затем, мы оценим ваши работы.
Итак, ребята, чтобы запомнить личные местоимения, предлагаю вам спеть песню.
Внимание на экран.

Я, ты, он, она
Вместе –целая страна
Вместе - дружная семья
Вместе мы сто тысяч – я!
(песня с танцем)
Молодцы.

7. Итог урока.

1. С какой частью речи мы познакомились?

2. Для чего нужны местоимения?

3. Что нового и интересного узнали на уроке?
8. Оценивание
9. Домашнее задание

Всем спасибо за урок.

Карточки.

1. Вместо пропусков запиши местоимения.
2. Подчеркни те существительные, которые они заменяют.
Волк.
Волк - мощный зверь. ____похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Волчья шерсть грубая, густая, длинная. ___ окружает шею зверя, как воротник.

Моя оценка:____

Категория: Методическая копилка | Добавил: Алька (29.04.2011)
Просмотров: 3772 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]