Главная » Статьи » Методическая копилка

Рабочая программа

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Абзаково

муниципального района Белорецкий район

Республики Башкортостан

 

 

РАССМОТРЕНО                    СОГЛАСОВАНО:                        УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МО                     Зам.директора по УВР                 Директор МОБУ СОШ

Протокол №_____                   ________/________________/        с.Абзаково

от «___»___________2015г.    «___»____________2015г.             _______/_______________/

Руководитель МО:                                                                           «___»____________2015г.

_________/________________/                    

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

для 5-6 классов

 

 

                           Направление:   математика

                           Вид:   внеурочное занятие (кружок)

                           Название кружка:  «Занимательная математика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Составил: учитель математики

                                                                               I квалификационной категории

                                                                               Байбулатова Р.М.

 

 

 

2015-2016 учебный год

 

Содержание

 

 

 

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………….3-4
  2. Цель и задачи программы ………………………………………………………….4
  3. Принципы программы ……………………………………………………………...4
  4. Содержание программы ……………………………………………………………5-6
  5. Участники программы ……………………………………………………………...6
  6. Сроки реализации программы ……………………………………………………..6-7
  7. Методическое обеспечение программы …………………………………………...7
  8. Межпредметная и внутрипредметная интеграция ………………………………..7-8
  9. Ожидаемые результаты и способы их проверки ………………………………….8-9
  10. Уровень результатов работы по программе ………………………………………9-10
  11. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей …………….10-12
  12. Учебно-тематический план ………………………………………………………..13-18
  13. Список литературы …………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная математика» для 5-6 классов относится к научнопознавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и программы «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. 

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. 

Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Образовательная деятельность осуществляется   в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 
  3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

 

Цель и задачи программы

Цель: 

- развивать математический образ мышления.

Задачи:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- расширять математические знания в области многозначных чисел;

- содействовать умелому использованию символики;

- учить правильно применять математическую терминологию;

- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 

Принципы программы

  1. Актуальность.

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  1. Научность. 

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  1. Системность.

Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  1. Практическая направленность.

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Обеспечение мотивации.

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  1. Реалистичность. 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется усвоение за 34 часов.

7.  Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

 

Содержание программы

  1. Математика – царица наук – 1 ч.

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

  1. Как люди научились считать – 1 ч.

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

  1. Интересные приемы устного счёта – 1 ч.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

  1. Решение занимательных задач в стихах – 1 ч.

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

  1. Упражнения с многозначными числами – 1 ч. 

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

  1. Учимся отгадывать ребусы – 1 ч.

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

  1. Числа– великаны. Коллективный счёт – 1 ч.

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

  1. Упражнения с многозначными числами – 1 ч.

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

  1. Решение ребусов и логических задач – 1 ч.

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

  1. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными – 1 ч.

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

  1. Загадки – смекалки – 1 ч.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

  1. Игра «Знай свой разряд» – 1 ч.

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. 

  1. Обратные задачи – 1 ч.

Решение обратных задач, используя круговую схему.

  1. Практикум «Подумай и реши» - 1 ч.

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Задачи с изменением вопроса – 1 ч.

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

  1. Проектная деятельность «Газета любознательных» – 1 ч.

 Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

  1. Решение нестандартных задач – 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Решение олимпиадных задач – 1 ч.

Решение задач повышенной сложности.

  1. Решение задач международной игры «Кенгуру» – 1 ч.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

  1. Школьная олимпиада – 1 ч.

Решение задач повышенной трудности.

  1. Игра «Работа над ошибками» - 1 ч.

Анализ олимпиадных заданий.

  1. Математические горки – 1 ч.

Анализ олимпиадных заданий.

  1. Наглядная алгебра – 1 ч.

Алгебраические сведения. Решение задач.

  1. Решение логических задач – 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Игра «У кого какая цифра?» – 1 ч.

Математические фокусы

  1. Знакомьтесь, Архимед! – 1 ч.

Исторические сведения:

- кто такой Архимед;

- открытия Архимеда;

- вклад в науку.

  1. Задачи с многовариантными решениями – 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Знакомьтесь, Пифагор! – 1 ч.

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор;

- открытия Пифагора;

- вклад в науку.

  1. Задачи с многовариантными решениями – 1 ч. 

Решение задач в парах.

  1. Учимся комбинировать элементы знаковых систем – 1 ч.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

  1. Задачи с многовариантными решениями – 1 ч.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Математический КВН – 1 ч. 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги» – 2 ч.

Систематизация знаний по изученным разделам.

 

Участники программы

Участниками программы являются учащиеся 5–х и 6-х классов МОБУ СОШ с.Абзаково

 

Сроки реализации программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часов в 5 классе и 34 учебных часов в 6 классе.

Формы и режим занятий:

Занятия учебных групп проводятся:

- 1 занятия в неделю по 40 минут в 5 классе и 1 занятие в неделю по 40 минут в 6 классе.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные. 

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).                            

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность; 

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

 

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. 

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников. 

Оборудование: столы; стулья, проектор, компьютер, музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика. 

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

 

Межпредметная и внутрипредметная интеграция

Реализация программы по математике на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей.

Интегрированное взаимодействие курсов математики и физики позволяет обучающимся сформировать целостное представление о формулах, задачах на движение, степени числа. Использование потенциала межпредметных связей курсов математики и информатики расширяет знание обучающихся о числах, десятичной системе счисления, закрепляет умение решать простые действия. Связь математики и изобразительного искусства проявляется в начертании фигур на координатной плоскости. Изучение математики тесно связано с основными геометрическими понятиями, а также с агротехнологией (решение задач, связанных с сельским хозяйством), географией (решение текстовых задач, содержащих географические понятия), химией (отношения). Формирование системы межпредметных связей математики с историей и литературой значительно повышает коммуникативной потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне правильно строить речевые высказывания, чётко формулировать и доступно излагать свои мысли, получить дополнительные сведения об истории системы счисления и биографии ученых.

 

                             Ожидаемые результаты и способы их проверки

 

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется 

  • простое наблюдение, 
  • проведение математических игр, 
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

 

Метапредметными результатами изучения курса в 5-6-х классах является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: 

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений, 
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), 
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), 
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня. 

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: 

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка, 
  • активность, 
  • аккуратность, 
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. 

 

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений. 

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии.  
  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:  

  • игровых         занятий           на        повторение    теоретических           понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), 
  • собеседования (индивидуальное и групповое), 
  • опросников, 
  • тестирования, 
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др. 

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

 

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности. 

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

 

Уровень результатов работы по программе

 Планируемые личностные результаты.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

 

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о русских народных играх; о народных танцах,  о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно- оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтёрской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

 

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования  зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой.  Управление реализацией программой  осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт  по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

 

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации,  отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения  обучающимися таких образовательных результатов,  как  сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
  • удовлетворенность учащихся и  родителей жизнедеятельностью школы.

         

Объекты мониторинга:

  • Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
  • Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
  • Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
  • Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
  • Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
  • Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
  • Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Результаты обучения учащихся могут быть отслежены через участие детей в общешкольных, районных мероприятиях;  участия обучающихся, в конкурса различного уровня, в школьной научно-исследовательской конференции.

Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

  • методические пособия,
  • интернет-ресурсы,
  • мультимедийный блок.

 

Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

Диагностика возможностей  школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной  деятельности педагога.

Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

 

 Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры,
  • телевизор,
  • проектор,
  • экран и др.

 

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

- возможности математического метода и приложений  математики;

- разнообразные логические приемы, применяемые при решении задач; 

 

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

- рассуждать и строить  логические  высказывания  при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

- применять нестандартные методы при решении программных задач.

 

Список литературы

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007.

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.

3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига /Учебник, 2002.

7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб: «Лань», 1995.            

10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004.

11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006.

  1. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
  2. Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
  3. О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «Издательство НЦ Энас», 2007.

 

 

Учебно-тематический план

 

Наименование тем

курса

Всего

часов

Дата

Виды деятельности

Форма контроля

Факт

По прогр

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 

 

Определение интересов, склонностей учащихся

 

2. Как люди научились считать.

1

 

 

выполнение

заданий презентации «Как люди научились

считать»

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

1

 

 

устный счёт

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

 

 

работа в группах: инсценирование

загадок,       решение

задач

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

 

 

работа с

алгоритмами

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

 

 

составление

математических ребусов

конкурс на

лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

 

 

решение теста кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

 

 

работа с

алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1

 

 

самостоятельная

работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

 

 

составление схем,

диаграмм

тестирование

11. Загадки- смекалки.

1

 

 

составление

загадок,

требующих математического решения

конкурс на

лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

1

 

 

работа с таблицей

разрядов

тест

13. Обратные задачи.

 

1

 

 

работа в группах «Найди пару»

познавательная

игра «Где     твоя

пара?»

14. Практикум

«Подумай и реши».

1

 

 

самостоятельное

решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

1

 

 

инсценирования

задач

конкурс на

лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

1

 

 

проектная деятельность

конкурс на

лучшую математическую

газету

17. Решение нестандартных задач.

1

 

 

решение задач на

установление причинноследственных отношений

тестирование

18. Решение олимпиадных задач.

1

 

 

решение       заданий

повышенной трудности

школьная олимпиада

19. Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

 

 

решение       заданий

повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная

олимпиада

1

 

 

решение       заданий

повышенной трудности

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

1

 

 

работа над

ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22. Математические горки.

1

 

 

решение задач на

преобразование неравенств

конкурс лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

 

 

работа в группах: инсценирование

тестирование

24. Решение логических задач.

1

 

 

схематическое изображение задач

тестирование

25. Игра «У кого какая цифра»

1

 

 

творческая работа

тестирование

26. Знакомьтесь: Архимед!

1

 

 

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи многовариантными решениями.

1

 

 

работа над

созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

 

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

 

 

работа с

информацией презентации:

«Знакомьтесь:

Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

 

 

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы   знаковых систем.

1

 

 

составление знаковых систем

тест

31.Задачи       с многовариантными решениями.

1

 

 

индивидуальная

работа

тестирование

32.Математический КВН

1

 

 

работа в группах

школьная олимпиада

33-34. Круглый стол «Подведем итоги»

2

 

 

коллективная

работа по

составлению

отчёта о проделанной работе

анкетирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Юлиана (25.01.2017)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]