Что нужно знать о питании школьников?


Улучшение структуры питания школьников невозможно без использования основных принципов науки о рациональном питании, основанных на удовлетворении потребности человека в основных пищевых веществах (нутриентах), поступающих в составе пищевых продуктов.

Как известно, потребности человека зависят от многих факторов – возраста, пола, рода деятельности, климатических условий, массы, состояния здоровья и др.

Но, в отличие от взрослого организма, для которого калорийность пищи должна соответствовать его энергетическим тратам, растущему детскому организму основные пищевые вещества необходимы не только для снабжения энергией, но и для построения органов и тканей.

В соответствии с этим питание учащихся должно быть сбалансировано по содержанию физиологически функциональных нутриентов (белков, жиров и углеводов).


Белки.

Белки (или протеины) – это высокомолекулярные азотсодержащие органические вещества, молекулы которых построены из аминокислот. Важность аминокислот для организма определяется той огромной ролью, которую играют белки во всех процессах жизнедеятельности. Белки обеспечивают рост, развитие и нормальное протекание обменных процессов.

Белки, в состав которых входят все необходимые организму аминокислоты, называются – полноценными. Для человека важно поступление полноценных белков, так как именно из них организм синтезирует свои специфические белки.

Поступление полноценных белков с пищей особенно важно для растущего организма, так как в организме ребенка не только происходит восстановление отмирающих клеток, как у взрослых, но и в большом количестве создаются новые клетки. Поэтому потребность в белках у детей выше, чем у взрослых.

Жиры.

Жиры ( или липиды ) являются в первую очередь энергетическим материалом. Кроме того, основные биологические функции липидов заключаются в том, что они: обеспечивают запас, изоляцию и защиту органов; переносят некоторые витамины, регулируют транспорт воды и солей и др.

Углеводы.

Углеводы являются главным и наиболее эффективным источником энергии для организма, входят в состав клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ.

При построении пищевых рационов для детей школьного возраста чрезвычайно важно не только удовлетворить потребности организма в количествах углеводов, но и подобрать оптимальные соотношения продуктов, содержащих легкоусвояемые и медленно всасывающиеся в кишечнике углеводы, а также обеспечить организм необходимым количеством не перевариваемых полисахаридов.

Наиболее оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) для максимального усвоения их является равным 1:1:4. При этом белки должны составлять около 14°/о, жиры - 31°/о, углеводы -55% общей калорийности рациона.

Контроль, за соблюдением калорийности в пищевых рационах школьников, позволит не только снизить риск возникновения заболеваний, связанных с ожирением (за счет уменьшения массовой доли жиров и углеводов), но и улучшит восприятие учебного материала.



Одной из важнейших задач школы сегодня является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Школьники должны узнать и принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате совместной работы родителей, педагогов и самого ребенка.

В условиях школы питание наравне с оздоровительным фактором, имеет большое воспитательное значение. Именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.

В соответствии с СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в школах должно быть организовано двухразовое горячее питание для детей групп продлённого дня и горячие завтраки для остальных детей.

Сбалансированный горячий завтрак приносит растущему организму наибольшую пользу, в отличие от «Фаст-фудов» и прочей продукции, богатой «пустыми» калориями. Отмечено, что учащиеся, получающие горячий завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца учебных занятий бодрыми и работоспособными.

Замена полноценного горячего питания в школьной столовой чипсами, сухариками, шоколадными батончиками и газированными напитками наносит урон здоровью наших детей. Ведь для правильного роста и развития каждый ребенок должен получать определенный суточный набор продуктов, который должен включать в себя: молоко и кисломолочные продукты, творог, сыр, мясо, рыбу, яйца, крупы и макаронные изделия, растительные и животные жиры, овощи, свежие фрукты, натуральные соки, хлеб и хлебобулочные изделия. Одни продукты, входящие в суточный набор продуктов, должны быть включены в рацион ребенка ежедневно, другие же дети могут получать через день или 2-3 раза в неделю, в увеличенных соответствующим образом дозировках. Но необходимо, чтобы каждые 10 дней все продукты были израсходованы в полном объеме. К числу ежедневно употребляемых продуктов относятся: молоко, мясо, сахар, хлеб, фрукты и овощи. Творог, сыр, яйцо, рыба используются несколько раз в неделю.

При составлении меню для школьников учитывается разнообразие блюд в течение дня и всей недели, их биологическая ценность, возможность сочетания, масса и объем пищи, а так же ассигнования на питание. Причем чем больше денежных средств будет выделятся на питание наших детей, тем интереснее и привлекательнее будут становиться школьные завтраки и обеды.